Кто
не может взять лаской,
тот
не возьмет и строгостью
А.П.
Чехов
Детская агрессивность — это нецивилизованный выход запаса энергии с
целью получения разрядки. Агрессивное поведение проявляется, когда ребенок
кричит, дерется, кусается, пинается, отбирает игрушки, топает ногами,
замахивается на взрослых, визжит, бранится, рвет книжки и т.д.
Детская агрессивность - это абсолютно нормальное и даже необходимое
проявление поведения ребенка, которое выражается в нарушении правил,
установленных взрослыми, и сопровождается громким протестом. Дети по-разному
реагируют на наши запреты и предписания. Одни — спокойно, другие же — реагируют
таким поведением, которое мы воспринимаем как агрессивное.
Жизнь — и это совершенно объективно — переполнена разочарованиями, а
разочарования вызывают протест и ярость. И если не удается выработать
какую-либо стратегию преодоления этих чувств, то подавленные агрессивные
влечения находят невротический выход от психосоматических заболеваний (язва
желудка, заболевание печени и т.д.) до явных психических нарушений.
Унижение — вот семя,
которого в будущем произрастает преступность. Униженная до основания личность
спасает свое равновесие, лишь унижая других.
В определенный период детства (2-4 года) детям свойственна
агрессивность, так как детская жизнь полна разочарованиями, вызванными
лишениями и ограничениями, которые становятся травмирующими для ребенка. Ребенок
не становится агрессивным неожиданно. Он не может быть пай-мальчиков или
пай-девочкой и тут же начинать кричать и драться со сверстниками.
Агрессия
может возникать:
1. Как
крайняя мера, когда у ребенка нет других возможностей для удовлетворения своих
потребностей. Как выход переполнявшей ребенка энергии (ребенку надо бегать,
прыгать, а ему не дают. Он начинает пинать мячик, при его отсутствии — своего
соседа).
2. Как
«наученное» поведение, когда ребенок ведет себя агрессивно, следуя образцу
(родители, герой мультфильма и т.д.)
3. Агрессивность
и конфликтность как следствие эгоистичности ребенка, который привык к вниманию
дома и требует его и в детском коллективе. В ход идут все средства, в том числе
и агрессия — конфликты, ссоры, драки. Главное — быть в центре внимания.
4. Агрессия
— как форма защиты от чувства тревоги, неуверенности, подавленности, стресса.
Такие дети убегают от сильных, но лезут в драку со слабыми. Оборона у
маленького агрессора заключается в нападении, это придает ему уверенность.
Такому задире трудно подружиться с другими детьми — они стараются держаться от
него подальше, избегают его.
5. Агрессия
- в ответ на эмоциональный голод, эмоциональную неудовлетворенность ребенка.
Если ребенок «заброшен», то он вымещает свои чувства тихо, но очень зло, это проявляется
в обжорстве, причиняя боль другим, оскорбляя руганью.
Различаются
три вида агрессии:
1. Физическая
агрессия (нападение) — использование физической силы против другого лица.
2. Словесная
(вербальная) агрессия.
3. Косвенная
агрессия.
Мы должны учить ребенка узнавать свои чувства, признавать их, выражать
словами, а не кулаками. Обязательно хвалить ребенка всякий раз, когда ему
удается разрешить конфликт, не прибегая к агрессии.
Плохо, когда взрослые отвечают на агрессию агрессивностью. Прежде всего,
они сами пробуждают детей к новой агрессии, а реплики «Иди, дай сдачу» ребенок
воспринимает, как руководство к действию — иди и бей. Словесная (вербальная) агрессивность — это выражение негативных
чувств не только через содержание словесных ответов (угроза, проклятия,
ругань).
Косвенная агрессия — это такая агрессия,
которая, окольным путем направлена на другое лицо - это злобные сплетни, шутки;
а также агрессия, проявляющаяся в крике, топанье ногами, битье кулаками по
столу и т.д.
Памятка для
родителей по профилактике детской агрессивности:
1. Сделайте
так, чтобы избавить ребенка от переживаний, стрессов, конфликтов, тревоги и
неуверенности в своих силах в семье.
2. Будьте примером поведения для ребенка: не допускайте
вспышек гнева, не говорите плохо о людях, не стройте при нем планов мести.
3. Обсуждайте
с ребенком возможные варианты его поведения. Пусть он сам скажет, когда был не
прав, и почему возникла ссора или драка.
4. Не
забывайте лишний раз пожелать, приласкать и похвалить ребенка. Ребенок должен
расти с уверенностью в том, что его любят, что он самый дорогой, что в трудную
минуту жизни он может прийти к Вам за помощью и поддержкой.
Принимайте большое участие в жизни ребенка,
позволяя ему чувствовать себя любимым и желанным!
Комментариев нет:
Отправить комментарий