Игры с кубиками Никитина

В развивающих играх Никитина - в чем и заключается их главная особенность - удалось объединить один из основных принципов обучения "от простого к сложному" с очень важным принципом созидательной деятельности - "самостоятельно по способностям". Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческого потенциала:
  • игры Никитина помогут стимулировать развитие умственных процессов с самого раннего возраста,
  • задания-ступеньки игр Никитина всегда создают условия, опережающие развитие созидательных возможностей,
  • малыш развивается наиболее успешно, если он каждый раз самостоятельно пытается решить максимально сложные для него задачи,
  • развивающие игры Никитина могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества,
  • играя в игры Никитина со своими детьми, мамы и папы незаметно для себя приобретают очень важное умение - сдерживаться, не мешать малышу самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.

Вышеперечисленные пять пунктов соответствуют всем пяти основным условиям развития способностей. Именно благодаря этому развивающие игры Никитина создают своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта. При этом разные игры Никитина развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию, т.е. умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов, умение находить ошибки и недостатки, пространственное представление и воображение, умение предвидеть результаты своих действий. В совокупности эти качества, видимо, и составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, созидательным складом мышления.







 Опыт Бориса Павловича и Елены Алексеевны Никитиных доказывает: родители должны постараться окружить детей такой средой и такой системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в них именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Игры Никитина и его кубики, способствующие развитию интеллектуальных и творческих способностей ребенка, - неотъемлемая часть этой среды. Развивающие игры Никитина для детей исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями:
1. Каждая игра представляет собой набор задач, которые юный исследователь решает с помощью кубиков Никитина, кирпичиков, квадратов из дерева или пластика, деталей констуктора-механика и т.д.
2. Задачи даются малышу в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.
3.  Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т.е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному.
4.  Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда 2-3-летнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому развивающие игры Никитина могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости).
5.  Постепенное возрастание трудности задач в развивающих играх Никитина позволяет малышу идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свой творческий потенциал, в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются в нем только исполнительские черты.
6. Нельзя поэтому объяснять малышу способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом. Строя модель, осуществляя решение практически, он учится все брать сам из реальной действительности.
7.  Нельзя требовать и добиваться, чтобы с первой попытки ребенок решил задачу. Он, возможно, еще не дорос, не созрел, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше.
8. Решение задачи предстает перед малышом не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кирпичиков и кубиков Никитина, т.е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно "задание" с "решением" и самому проверять точность выполнения задания.
9. Большинство развивающих игр Никитина не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и родителям составлять новые варианты заданий и даже придумывать новые развивающие игры, т.е. заниматься созидательной деятельностью более высокого порядка.
10. Игры Никитина позволяют каждому подняться до "потолка" своих возможностей, где развитие идет наиболее успешно. 

4 комментария:

  1. Здравствуйте. Очень интересная статья, моя дочь, поиграв в детском саду с кубиками, попросила купить их, теперь вечерами играем всей семьей

    ОтветитьУдалить
  2. Здравствуйте, Анна! Моя дочь с лёгкостью составляет узоры из книжечки, которая была в коробочке. И уже придумывает свои. Подскажите, пожалуйста, задачи с усложнением. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер. У Вас умница-дочка, уверенна что она придумывает очень красивые и необычные узоры. Кроме игры "Сложи узор" у Никитиных есть много других игр, например занимательная головоломка "Кубик "Загадка" - необычная вариация тетриса, из его элементов можно придумать и составить самые разные постройки. Самым трудным заданием этой игры является попытка соединить все детали так, чтобы снова получился куб. Играйте с удовольствием.

      Удалить
  3. Спасибо, Анна. Поиграем в кубик "Загадку".

    ОтветитьУдалить